Вернуться на главную

История развития музыки

Ренессанс

Рождение оперы

       С расцветом мадригала и развитием интермедий в Италии в конце XVI в. европейское музыкальное искусство изменилось коренным образом. Это произошло благодаря появлению нового жанра - оперы.
       Появление оперы было обусловлено, с одной стороны, новаторскими тенденциями композиторов - мадригалистов, и с другой - сценической необходимостью с использованием новых инструментов.

Реализация идеала

       ОрфейДревнее гуманистическое стремление к соеденению в одном жанре трагедии, музыки и танца воплотились в так называемой Фларентийской Камерате. Эта своеобразная академия объеденила интеллектуалов, философов, музыкантов и поэтов, которые на основании теории старого искусства стремились найти пути развития для зарождавшегося нового искусства, объеденившего в себе сразу несколько жанров. Собрания академий проводились в доме графа Джованни Марии Барди дель Вернио(1534-1612), музыканта, автора теоретических трактатов "Диалоги о старинной и современной музыке" и "Речь о старинной музыке".

Возвращение к одноголосному пению - монодии

       ОрестрСледуя эстетическим установкам своего времени, члены Флорентийской Камераты стремятся максимально возродить в музыки и диалогах традиции античного музыкального искусства. Эти принципы с наибольшей полнотой были воплощены Лука Маренцио, который появился на собраниях Камераты уже будучи зрелым композитором. Как следствие поиска, в XVI в. появляется особый вид сольного пения с инструментальным сопровождением - монодия. Этот стиль, просуществовавший в своем первоначальном виде всего несколько десятелетий, оказал большое влияние на дальнейшее развитие музыкального искусства в целом. Сопровождение монодий было гомофонным и выписывалось в виде генерал-баса. Темп, ритм и мелодические обороты всецело подчинялись тексту. Свое законченное воплощение монодия( или "речетативный стиль") получила в операх и мадригалах Пери, Каччини и Монтеверди. Эти тенденции привели к окончательной победе гомофонного склада над полифоническим, а также к появлению новых жанров - арии, речитатива, кантаты, оперы и др.

Первая опера - "Орфей"

       Наиболее ярко эстетические принципы Флорентийской камераты воплотились в творчестве Клудио Монтеверди. Ему были известны опыты членов академии по созданию нового стиля. Свободно овладев полифоническим письмом и изучив основы нового стиля, в 1607 году Монтеверди создает первую оперу "Орфей" на текст Алессандро Стриджо. В опере были впервые представлены разнообразные оперные формы, с гибким чередованием речитативных и сольных эпизодов, инструментальных и хоровых сцен, а также ансамблей. Разнообразен и сам речитатив. Впервые композитор использует выразительные возможности оркестра. Он расширяет его состав, вводя больше щипковых, духовых, смычковых и др. инструментов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
Hosted by uCoz