Вернуться на главную

История развития музыки

Ренессанс

Мадригал

       Мадригал - светский музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения, истоки которого восходят к старинной итальянской пастушеской песни. Мадригал - франц. madrigal; итал. madrigale, от средневек. лат. matricale(mater - мать) - песня на родном(материнском) языке.Сборник мадригалов

Происхождение и эволюция формы

       В XIV веке мадригалы писали для двух или трех певчиских голосов. Их исполняли в дни праздников и веселья, пение сопровождалось одним или двумя инструментами, которые обычно играли повторяли мелодию верхнего голоса. В первой половине XVI в. мадригал приближается к формефроттола, широко распространенной в Италии. Фроттолы сочиняли для четырех голосов голосов в строфической форме, подобно испанской рождественской песне. Рль верхнего голоса постепенно возросла до такой степени, что нередко исполняли только верхнюю вокальную строчку, в то время как остальные были заменены инструментальным сопровождением. Однако ренессансный итальянский мадригал был более экспрессивен, благодаря развитию контранунктического материала.
       К 1540 году мадригал писали цже на пять равноправных голосов. Экспрессивное решение состояло в придании большей подвижности всей структуре, разделенной на фразы, и усилении взаимосвязи голосов. Мадригал впитал в себя также традиции церковной музыки - области, в которой работали многие из первых композиторов мадригалистов, таких, как Сиприано де Роре и Палестрина. Следующее поколение музыкантов внесло в мадригал чувственность affetti, характер, который преобладал до последней трети XVI в.: любовное удовольствие, меланхолия, "счастливая" покорность судьбе приобрели более пессимистический характер, который повлиляет на рационалистическое видение мира в XVII в.

Поиск экспрессивности

       Деталь ковраМадригалу не были чужды изменения, происходившие в музыке XIV в. Введение хроматизмов сломало ощущение стабильности мелодии, диссонансы становятся более частыми и глубокими, что соответствовало характеру поэм Бернардо и Торкватто Тассо, тексты которых были основой для вокальных сочинений того времени. Эти черты воплотились в период расцвета жанра в творчестве Лука Маренцио(1533 - 1599), Джезуальдо да Веноза(1561-1613) и Клаудио Момтеверди.
       Лука Маренцио, большой почитатель Петрарки и друг Тассо, автора "Освобожденного Иерусалима", способствовал окончательному становлению мадригала как жанра. Мастер совершенной структуры, посредством тончайшей полифонии добился изумительного равновесия между текстом и музыкой. Удивительный мелодизм, легкость гармонического развития, ритмическое разнообразие и смелая хроматика ставят автора многочисленных коллекций мадригалов на одно из первых мест в истории развития жанра.
       КонсортКрупнейшим мастером мадригала конца XVI-начала XVIIв. был Джезуальдо да Веноза. Выходец из благородной семьи, Джезуальдо считал свое творчество развлечением, а не профессией, что представляло композитору большую свободу действий. Его музыка изобилует новаторскими решениями. Композитор мастерски использовал сочетание самых высоких и низких голосов. Длинные пассажи из блоков аккордов, кажется, приподнимают большое здание, выстроенное из различных плоскостей и перспектив, но поразительно красивое и гармоничное. Шесть пятиголосных сборников мадригалов превращают Джезуальдо в одного из самых монументальных композиторов XVI в.
       Завершает эпоху взлета и развития жанра мадригала блестящий итальянский композитор и музыкант Клаудио Монтеверди(1567-1643). В более поздние сочинения(Madrigali guerreri e amorosi 1638) под влиянием требований эпохи композитор внес новые элементы - преобладание верхнего голоса, применение техники basso continuo и инструментальное сопровождение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
Hosted by uCoz