История развития музыки
Музыка античной Греции и Рима
"Небесная гармония сфер"
Развитие музыкальной культуры Древней Греции охватывает около 20 столетий (2-е тыс. до н.э.-V в. н.э.) и происходит по аналогии с развитием музыки Месопотамии и Египта. Совершенствовались музыкальные инструменты, становясь более сложными как в изготовлении, так и в овладении техникой на них. Появились новые инструменты - лира, кифара, форминга, барбитон(струнные);различные виды авлоса, сиринги и труб(духовые); тимпан, систр, кимвала(ударные). Александрийский механик Ктесибий (III-II в. до н.э.) сконструировал первый водяной орган - гидравлос.
В Древней Греции была замечена некая закономерная связь между звуками и математическими величинами. Открытие этих закономерностей связано с именем Пифагора. Согласно этой теории, музыка представляла собой некую физическую материю. С помощью анализа соотношений между различными сонорными повышениями были определены основные типы гамм, что позволило упорядочить всю систему музыкальной гармонии на Востоке. Большое влияние на теорию Пифагора оказали астрономы и математики Вавилона. Основываясь на их трудах, он создал космическую теорию, которая представляла мир как некое пространство гармонии, в которой планеты излучали непрерывные звуки, упорядоченные аналогично нотам в гамме. Согласно этой теории, низкие звуки соответствовали луне, высокие - планете Земля и т.д. Пифагор отмечал также, что количество нот в гамме соответствует количеству планет на небе - и равняется магической цифре 7.
Главный вклад Пифагора в развитие музыки заключался в учении о пропорциях звуков. За основу были взяты струнные инструменты, представлявшие собой доску с натянутыми струнами. В результате многочисленных опытов были найдены определенные числовые выражения(интервальные коэффициенты) - октава(2/1), квинта(3/2) и кварта(4/3). Отсчитывая последовательноквинты от исходного звука и перенося их в одну октаву, можно было получить числовое значение любого звука диатонической или хроматической гаммы. Дальнейшее развитие музыкальная теория нашла в трудах Никомаха, к. Птолемея(I-IIвв.н.э.). Этническую концепцию музыки развивали Платон, Аристотель и другие философы.
Народная музыка Греции
Искусство инструментальной музыки было неразлучно с трагедией и поэзией: голос, жесты актеров и их движенияформировались с помощью музыки. Нередко музыкальные фрагменты составляли целые части спектаклей. Музыка помогала раскрыть пластику тела и придавала большую экспрессию движениям.
В древнейшие времена певцы и музыканты не имели профессионального образования; их искусство основывалось на импровизации. Создание первой музыкальной школы, основателем которой стал поэт Архилох, относится примерно к 650 г. до н.э.
В основе музыкальной системы греков лежит тетрахорд - четыре последовательных звука, нисходящие от первого к последнему. При соеденении двух тетрахордов образуется звукоряд в пределах октавы, который, в зависимости от повышения или понижения одного из звуков, приобретает различную эмоциональную окраску. На такой основе возникли лады: дорийский, фригийский, лидийский и др. Лады у греков, вместе с мелодией и ритмом, считались носителеми определенного характера, настроения. Сохранилась легенда о философе, математике и музыканте Пифагоре (VI. до н.э.), который песней усмирил юношу, собравшегося поджечь дом, где была заперта его возлюбленная.
Величайшие драматурги Древней Греции - Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристотель - были великолепными мызыкантами и танцорами. Они получили широкое общественное признание и были причислены к разряду артистов и музыкантов.
Цитра и лира стали музыкальной эмблемой классической Греции. Большим уважением пользовались певцы, а также исполнители на цитре, исполнявшие популярные мелодии.
Музыка в Древнем Риме
Сведения о музыке Древнего Рима довольно скудны. Изучая этрусскую мозаику и фрески, можно проследить, какие гречиские инструменты получили распространение в Римской империи. Почти все музыкальные инструменты Греции были ассимилированы и сохранены в Риме со II в. до н.э., когда римские завоеватели покорили Грецию. Как и в Греции, в Риме было широко распространено пение поэтических произведений (Горация, Вергилия, Овидия) в сопровождении тибий и кифар. Известные музыканты эпохи Римской империи - Анаксенор, Тигелий, Менекрат, Месомед, Терпний, Диодор. Многие философы и латинские музыкальные теоретики отмечалиутрату глубины и изысканности образцовых спектаклей Греции, перенесенных в Рим, которые стали носить исключительно зрелищно-развлекательный характер. Однако влияние греческого искусства сохранялось вплоть до появления христианской культуры.