Вернуться на главную

История развития музыки

Музыка Древнего Египта

       С древнейших времен (2635-2155гг. до н.э.) музыка в Египте играла важную роль, как в религии, так и в повседневной жизни. Египтяне называли музыку "радость",культивируя это искусство во всех социальных сферах. Они также внеcКартина на гробнице Нархотли вклад в развитие и усовершенствование музыкальных инструментов. Особенно выделяется из числа других арфа. Огромное значение придавалось также человеческому голосу.
       Точных сведений об основных жанрах египетской музыки нет. Предположительно они были связаны с мистериями - музыкально-драматическими представлениями, посвященными жизни богов.
       Музыка сопровождала придворные и храмовые ритуалы. В храмовых действах предпочтение отдавалось хоровому и сольному пению, а при дворе - инструментальной музыке. Сцены из жизни фараонов и их приближенных на фресках гробниц изображают музыкантов с арфами, флейтами и инструментами, напоминающими лютню.
       Геродот, собираясь в свое путешествие в Египет, написал гимн тысячелетия (Maneros), в котором использовал хроматические гаммы.Егитяне, как и вавилоняне, установили связь семи нот с семью планетами. Во времена новой империи (1550-1080 гг. до н.э.) наступает расцвет музыкального искусства Древнего Египта. Это эпоха Нефертити, Тутанхамона и Рамзеса II, эпоха постройки монументальных храмов Абу Симбел, Луксора и Карнака.

Музыка древней Индии

       Кришна с флейтойИстоки индийской музыки восходят к III тысячелетию до н.э. В древних литературных памятниках - Ригведе, Атхарваведе и Самаведе - есть запись условными значками мелодий и песенные тексты. Трактат "Натьяшастра"(I в. до н.э.) посвящен театру, музыке и танцу.
       В индийской музыке применялось семь основных звуков (они соответствуют Европейской гамме). Октава делилась на двадцать два неравных интервала, наименьший из которых именовался "шрути", что в переводе с санскрипта (древнеиндийского языка) означает "то, что может быть услышано". Сама система так же называется шрути.
       Главным принципом индийской музыки была импровизация, в основе которой лежала рага (от санскр. "цвет") - традиционная устойчивая мелодия. Слово "рага" использовалось и для обозначения жанра, основанного на данной мелодии. Каждая рага состояла из главного звука ("правитель"), второго по значению звука ("министр"), группы подчиненных звуков ("помощники") и диссонирующего звука ("враг").
        Мелодический строй раги подчинялся ее содержанию. Раги были призваны вызывать у слушателя определенные состояния и чувства: любовь, веселье, отвращение, гнев, удивление, успокоение. Некоторые раги наделялись магическими свойствами: способностью вызывать дождь, пожар и т.д. В зависимости от характера раги исполнитель должен был придавать лицу нужное выражение или надевать соответствующую маску и пользоваться надлежащими жестами.

Музыка древнего Китая

       Первые упоминания о Китайской музыке встречаются в легендах и мифах,Музыканты. Китай. документальные свидетельства относятся к XVI-XI вв. до н.э.
       В китайской музыке была принята система люй-люй(буквально "строй", "мера"), в основе которой лежали двенадцать звуков. Каждый имел магический смысл: нечетные звуки воплощали светлые, активные силы Неба, четные - темные, пассивные силы Земли. Все вмести они выражали смену месяцев в году и часов в сутках. Примерно в VII в. до н.э. из этого было выделено пять важнейших звуков, получивших названия: первый - "дворец",второй - "беседа","совет", третий - "рог", четвертый - "собрание", пятый - "крылья". Эти пять звуков отождествлялись с пятью первоэлементами (огонь, вода, земля, воздух, дерево) и пятью основными цветами (белый, черный, красный, синий, желтый).
       Считалось, что с помощью музыки можно вызывать дождь, воздействовать на рост растений, а нарушение веками установленной традиции способно привести к различным бедам. Не случайно в текстах XI-VI вв. до н.э. слово "юэ" ("музыка") обозначало также и более широкое понятие - "искусство" (включающее поэзию, танец, живопись, архитектуру и даже сервировку стола).
       Музыка в Древнем Китае всегда была тесно связана с философией и устройством общества. В VI в. до н.э. китайский философ Конфуций (около 551-479 до н.э.) писал, что музыка представляет собой микрокосмос, отражающий строение Вселенной. Прекрасная музыка обладает строго определенной структурой, которую нельзя нарушать, как нельзя преступать закон.

Страницы: 1 2 3 4
Hosted by uCoz