Вернуться на главную

История развития музыки

Средневековье

Христианская литургия

       Музыкальная культура Греции и Рима подтолкнула христиан к рассмотрению основных музыкальныхПервая страница трактата теорий древних цивилизаций в аспекте своей религии. Со временем приходит постепенное разделение христианской культуры и культуры античности как с политической, так и с религиозной точки зрения. С V по XI в. происходит полное забвение греческого языка, ушли в прошлое и традициидревних учений. Сохранился лишь дух классической культуры.


Музыка и первые христиане

       Отцы христианской церкви высказывали большие сомнения в оправданности использования музыки в религиозных таинствах. Святой Иероним указывал на недопустимость использования музыкальных инструментов во время богослужения. Святой Августин также высказывал свои опасения, касающиеся использование музыки в христианских общинах. Однако именно в этих общинах и зародилась первая литургическая драма - средневековое театрализованное представление событий священной истории. Мелодическая композиция с припевом - антифоном и или молитвой - была фундаментом первой музыкальной литургической драмм, унаследованной от иудейских песнопений. Литургическая драмма исполнялась в церкви на латинском языке. Кроме Евангельских литургических драмм разыгрывались и Двустворчатый складень Боэцияветхозаветные литургические драммы. Святой Августин отмечает, что на встречах и праздниках пели псалмы Давида - "прекрасные и приятные мелодии". В песнопениях певцы чередовали и повторяли припев, служащий своеобразным рефреном. Весь ее текст озвучивался в виде григорианской монодии. Наиболее ранние напоминания о литургической драме относятся к Х в., а расцвет жанра приходится на XII-XIII вв. В XIII в. представление литургических драм было перенесено из церкви на патерь. Но к XIV в. жанр приходит в упадок. Литургические драмы сохранились вмногочисленных рукописях.

Развитие литургии

       В эпоху императора Константина наступил новый этап в развитии христианского музыкального искусства. Константин разрешил христианские праздники и даже одобрил строительство храма в Иерусалиме. Жанр литургии продолжал активно развиваться в храмах. Количество храмов в IV в. значительно возросло.
       Литургия в Иерусалиме была также выстроена по римским канонам. Впервые в Священном городе ее ввел Римский папа Дамасий I, правивший 366-384 гг.Продолжателем начинаний Дамасия и реформатором церковной музыки стал папа Григорий I (590-604 г.). Церковный устав запрещал введение в службу гимнов различного собержания. Григорий I реформировал и объединил древние гимны, в результате чего гимн как жанр был принят церковью и стал символизировать идеалы Богослужение в монастыредуховности и возвышенности веры.
       Все христианские литургии различны по церемониалу. Галльские, испанские, амброзианские и франко-романские литургии опираются на двойной календарь, который содержит иудейское и языческое летоисчесление. В зависимости от него установилось время молитв и различных песнопений, предназначенных для монастырей. Эти молитвы и песнопения образовали объедененную литургию. Глессейская настоятельница Эстерия, которая странствовала по Святой Земле в конце IV века, упоминает о сложившемся тогда цикле ежедневного богослужения: заутреня, лауда(итальянская духовная внелитургическая песня), литургия и вечерня. Между тем, воскресные богослужения часто длились до ночи.
       Центральное место в обряде ежедневного богослужебного цикла в католицизме занимает месса. Месса состоит из ординария, текст которого должен звучать ежедневно, и проприя, текст которого меняется в течение года в зависимости от праздников. Месса складывалась на практике григорианского пения, о котором мы сейчас и поговорим.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
Hosted by uCoz