Вернуться на главную

История развития музыки

Средневековье

Музыка Византии

       В 395 г. Римская империя была разделена на две части - Западную(с центром в Риме) и Восточную - Византию(столица Константинопль).Книжная миниатюра Византия занимала часть территории Балканского полуострова, Малую Азию и юго-восточное Средиземноморье. За время своего существования(IV-XV вв.) Византийская империя создала самобытную музыкальную культуру, неразрывно связанную с христианством. Ежедневные церковные богослужения были обязательны в жизни каждого византийца, и музыке отводилась в них важная роль.
       Царь ДавидПо библейскому преданию, древнееврейский царь Давид "расслышал пение небес" и передал небесные словословия людям. Псалмы царя Давида, удивительные по форме обращения к Богу, вошли в христианскую церковную службу. Тексты Византийских песнопений включали не только эти древние образцы поэзии, но и новые, созданные христианскими поэтами-гимнографами(от греч. "химнос" - "торжественная песнь" и "графо" - "пишу"). Ранние произведения гимнографии представлены в творчестве Романа Сладкопевца(VI в.). Основные же тексты сложились в VII-IX вв. прикрупных монастырях в главных городах восточной ветви христианской культуры. До возникновения в Византии нотного письма(в конце IX в.) песнопения передавались в устной традиции, затем стали записываться в певчих богослужебных книгах особыми знаками - невмами. В Византийской музыке существовала система из восьми ладов(гласов), каждый из которых имел характерные опорные звуки(устои) и звуковой объем(диапазон). Все вместе они образовывали музыкальную систему, которая получила название осмогласие.
       Среди жанров церковной музыки предпочтение отдавалось канону и тропарю. Канон(от греч. "канон" - "образец", "правило") - музыкально-поэтическая композиция из девяти разделов, включавшая в себя темы покаяния и прославления. Тропарь - хвалебное песнопение, которое сочинялось к празднику или торжественному событию, но не было самостоятельным произведением, а входило в более крупное. Каждому музыкальному жанру отводилось определенное место в богослужении.
       Церковое богослужение подчинялось строгим законам - церковно-певческому канону. Правила были изложены в одной из важнейших богослужебных книг - Уставе. В нем содержались подробные указания, в какие дни и часы, при каких церковных службах и в каком порядке нужно читать или петь те или иные молитвословия.
       Исполнение песнопений требовало длительной подготовки, поэтому певчие воспитывались с раннего детства в монастырях и храмах, где их обучали доместики(руководители хоров).
       Помимо церковной в Византии существовала и народная музыка. Эта музыка(сохранившая формы древнегреческого искусства) была частью традиционных обрядов и праздников.

Музыка Древней Руси

       СкоморохиО музыке Древней Руси(IX-XIIвв.) рассказывают памятники литературы и искусства - летописи, фрески, иконы. В житии новгородского епископа Нифонта(XIII в.), в поучениях монаха Георгия(XIII в.) и ряде других документов содержатся сведения о том, что музыканты выступали на улицах и площадях городов. Музыка была обязательной частью обрядовых праздников - Масленицы(проводы зимы и встреча весны), Ивана Купалы(день летнего солнцестояния) и др. Проходили они обычно при большом стечении народа и включали игры, пляски, борьбу, конные состязания, выступления скоморохов - странствующих актеров и музыкантов. Скоморохи играли на гуслях, трубах, сопелях, бубнах, гудках.
       Звучала музыка во время торжественных церемоний при дворе князей. Так, перемена блюд на пирах сопровождалась инструментальной музыкой или былиной.
       Наиболее распространенным инструментом были гусли. Не случайно в "Слове о полку Игореве" (XII в.) воспет Баян - эпический сказитель-гусляр. Однако отношение к гуслярам было двойственное. Они пользовались уважением за сходство с музыкальном инструментом библейского царя-псалмопевца Давида(неизменный атрибут его изображений - гусли). Но те же гусли в руках забавников-скоморохов порицались Церковью. Скоморохи и предметы их быта, в том числе и музыкальные инструменты, исчезли в XVII в.Церковная музыка появилась после обращения Руси в христианство(988 г.). Вместе с крещением страна приняла от Византии и музыкальную культуру. Одной из важнейших сторон богослужения стало пение - человеческий голос считался на Древней Руси наиболее совершенным музыкальным инструментом. В основе песнопений лежало заимствованное из Византии осмогласие. Первыми учителями русских были греческие и болгарские певчие.
       Произведения церковного певческого искусства(тропари, каноны и др.) оставались, как правило, анонимными. История сохранила имена только некоторых выдающихся мастеров, и то уже конца XVI в., - Саввы и Василия Роговых, Маркела Безбородого, Федора Крестьянина, Федора Носа.
      Церковные песнопения записывались с помощью нотного письма, в котором звуки передавались знаками-символами - знаменами(крюками). Свое происхождение знамена вели от византийских невм. Основной вид древнерусского церковного пения получил название знаменного распева.
       Знаменное письмо Количество знамен было велико. В руководствах-азбуках содержался лишь перечень знамен, а как их петь, не указывалось - это была устная традиция. Искусство пения поэтому требовало длительной подготовки и практики в стенах храмов и монастырей. В конце XVI - начале XVII в. появились азбуки, дающие описание не только знамен, но и способов их пения.
       Знаменные песнопения были одноголосными, строгими и сдержанными по характеру. В мелодии преобладали частые повторения одного звука. Главное внимание уделялось тому, чтобы текст произносился ясно - слогу соответствовало одно знамя(крюк).
      Наряду со знаменными существовали кондакарные песнопения, более сложные по мелодии - на один слог приходилось несколько звуков. Кондак - разновидность хвалебной молитвы. Образцы кондакарного пения содержатся в древнейших русских певчих книгах XII-XIII вв. - кондакарях. Такие песнопения имели особую систему записи, не поддающуюся расшифровке.



Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
Hosted by uCoz