История развития музыки

Барокко


Концерт и concerto grosso

       Инструментальная форма концерта может считаться подлинным вкладом в барокко, в котором воплотились эстетические идеалы эпохи, отмеченной внезапными переменами, тревогой и напряженным ожиданием. Концерт - это своего рода музыкальная игра света и тени, некая конструкция, где кажая часть находится в противодействии остальным частям. С появлением концерта рождается тенденция к музыкальному повествованию, к развитию мелодии как некого языка, способного передавать глубины человеческих чувств. В действительности этимология слова "concertate" происходит от слов "состязаться", "сражаться", хотя также понимание смысла этой музыкальной формы "concerere", Что значить "согласовывать", "приводить в порядок", "объеденять". Так мы видим, что этимологические значения очень хорошо соответствуют цели композиторов, которые, посредством новой формы способствовали удивительному продвижению вперед музыкального языка эпохии.

Возникновение и развитие жанра

       В течение второй половины XIX в. термин применяли, чтобы ориентировать и направленить действия ансамбля голосов или инструментов. Но когда Адриано Банкьери опубликовал в 1599 г. свои "Церковные концерты", они уже предвещали тот тип композиции, в котором голоса чередавались, менялись местами, перекликались над гармоническим сопровождением произведения. Начинания Банкьри были без промедления продолжены Лудовико Гросси да Виадана( ок.1560-1627), которому приписывают введение в употребление бассо континуо( генерал-баса) в "Ста церковных концертах"( 1602). В этих произведениях аккомпанемент играет роль полифонического сопровождения вокальной линии, которой доверена главная роль. В течении XVII и XVIII веков слово "концерт" продолжало употребляться как синоним слова "ансамбль", как, например, в "Пьесах для клавесина в концертах" ( 1741) Жана-Филиппа Рамо, которые представляют собой разновидность сюит для клавесина, флейты или скрипки и виолы да гамба. На севере Италии понятие "концерт" начало отождествляться с оркестровым произведением, в котором оркестровые группы противопоставляются друг другу в проведении основных тем.
       Обычно в концерт пишется в трех частях - Allegro, Adagio, Allegro - т.е. с использованием контраста быстрых и медленных темпов. Этот тип композиции получил название concerto grosso( большой концерт) из-за наибольшего по тому времени количества музыкантов, входящих в состав оркестра, исполняющего концерт. Как бы там ни было, в ансамбле некоторые некоторые музыканты обладали более высоким мастерством, и им доверяли солирующие партии( a solo). Они постепенно образовывали так называемые concertino ( концертино), составленные обычно из двух скрипок и виолончели, в то время, как состав оркестровой группы именовался ripieno( рипиено, итал. - полный). Алессандро Страделла опубликовал около 1670 г. первый большой концерт с заглавием "Симфония в ре". Но окончательная форма концерта была сформирована композитором и скрипачом Арканжело Корели( 1653-1713). Его гениальные последаватели Антонио Вивальди и Георг Фридрих Гендель создали великолепные образцы этого жанра. льному продвижению вперед музыкального языка эпохии.

       

Страницы: 1 2 3 4