История развития музыки

Барокко


Духовная музыка эпохи барокко

       С появлением стиля "concertato" церковная музыкав XVIII в. претерпивает большие изменения. Искусству контрапунктаи пению a capella был противопоставлен новый вокальный жанр с инструментальным сопровождением.

Жанр оратории

       Джакомо Кариссими( 1605-1674), итальянский композитор, с именем которого связывают жанр оратории. Эта драматическая музыкальная форма не была предназначена для постановки. Она появилась в середине XVII в., возникнув из итальянской духовной внелитургической песни - лауды. Дуэты, арии и многочисленные хоралы монументального характера составляли основу оратории. Партитуры Джованни Франческо Анерио( ок.1567-1630), Северо Бонини( 1582-1663) и Кариссими включали тексты на латинском языке, которые были взяты из Ветхого завета. Предназначенные для исполнения великого поста, первые оратории прозвучали в "Santissimo Crocefisso" в Риме, там, где обычно ставились исполнения лауды. Кариссими представил публике самые известные свои произведения - "Jephte"( ок.1650) и "Jonas"( ок.1654). Оратории были разделены а две части и исполнялись до и после проповеди. В течение нескольких лет Кариссими преподавал в Немецком колледже в Риме, что способствовало распространению жанра оратории в Германии, поскольку его ученики привезли ораторию на свою родину.

Расцвет жанра

       В последней трети XVII в. происходит настоящий расцвет жанра оратории в творчестве Алеесандро Страделла и Алессандро Скарлатти. Они вводятв ораторию арию и инструментальные части из concerto grosso. Эти новвоведения стали основой для великих произведений Иоганна Себастьяна Баха. Его "Страсти" также построены по принципу оратории. Бах написал три оратории, а Гендель, оставив оперную карьеру, полностью посвятил себя развитию этого жанра и достиг на этом поприще необычайных высот. Среди его ораторий - "Эсфирь"( 1735), "Саул"( 1739), "Израиль в Египте"( 1739), "Иуда Макковей"( 1747) и, конечно, "Мессия"( 1742) - лучшая из ораторий написанная за всю историю музыки.

Жанр кантаты

       Не менее популярным вокально-инструментальным жанром эпохи барокко была кантата, появившаяся в XVII в. Первые сборники кантат принадлежат Алессандро Гранди и Доменико Кривеллати( "Cantate diverse", 1628). Жанр кантаты возник на основе мадригала, ее содержание позднее было заменено цитатами из Священного Писания. Большой вклад в развитие жанра кантаты внес Алессандро Скарлатти.
       Кантата была очень популярной в Германии, благодаря творчеству Дитриха Букстехуде( ок.1637-1707), Иоганна Себастьяна Баха и Георга Филлипа Телемана, музыкантов, создавших великолепные образцы жанра.

Страницы: 1 2 3 4