Музыкальная литература

Введение

Клаудио Монтеверди Аллесандро Скарлатти Людвиг ван Бетховен Гектор Берлиоз Петр Ильич Чайковский Джованни Пьерлуджи да Палестрина Иоганн-Себастьян Бах Вольфганг-Амадей Моцарт Франц Шуберт



       Этот раздел о великих композиторах прошлого и, конечно, о музыке, потому что биография композитороа тесно переплетена с его творчеством и все его жизненные впечатления, переживания, радости и печали так или иначе воплощаются в звуки, превращаются в музыку.
       Никто не знает, как именно возникло музыкальное искусство. Изобретение музыки нельзя приписать никому, как нельзя приписать кому-либо изобретение нашей речи. В жизни древних музыка присутствовала всегда: матери пели детям колыбельные, мужчины пели песни, отправляясь на охоту или войну; погребальные плачи и песни над умершими тоже пели с незапамятных времен... Барельефы на развалинах ассирийских храмов, египетские фрески и другие памятники исчезнувших культур сохранили изображения музыкантов, но никогда нам не узнать, как звучали изображенные древними художниками инструменты и что пели певцы: эта музыка умолкла навсегда, она не пережила своей эпохи.
       В Древней Греции музыка звучала и в театральных представлениях, и на народных праздненствах, и в повседневной жизни. Существовала у древних греков и самостоятельная инструментальная музыка. Но до нашего времени дошло лишь несколько отрывков песен и гимнов. Ведь немногие мелодии записывались: обычно они передавалсь устно от одного певца к другому.
       В Древней Греции музыкальное искусство считалось даром богов, а в Средневековье церковь преследовала актеров и музыкантов, объявляла пение и танцы "бесовскими игрищами". Но народные мелодии звучали в песнях трубадуров, а порой проникали даже в церковную музыку. Трубадурыми-изобретателями - на исходе Средневековья называли тех, кто сам "изобретал", придумывал песни - и слова, и музыку. Среди первых трубадуров встречались и герцоги, и даже короли( король Наварры Тибо и английский король Ричард Львиное Сердце). К концу XII в. с благородными рыцарями стали соперничать в сочинении песен горожане, а странствующие музыканты - менестрели, жонглеры, шпильманы - подхватывали эти песни и разносили их из края в край...
       Когда в начале XIII в. был построен собор Парижской Богоматери, под его сводами разместилась певческая школа, самая прославленная в Средние века. Здесь музыкантов и певцов обучали вокальной полифонии. Но уже в XV-XVI вв. полифонические песни исполнялись повсюду - на пирах и празднествах, в домах и под открытым небом.
       XVI столетие - время расцвета искусства Возрождения. Тогда едва ли не в каждом богатом доме в европейских городах можно было найти гитару, лютню или какой-нибудь из клавишных струнных инструментов - клавикорд, верджинал, клавесин. На них аккомпанировали певцам, исполняли прелюдии или музыку для танцев.
       Подлинный расцвет инструментальной музыки наступает лишь в XVIII в. - вместе с рождением и развитием оперы и оперного театра. Опера родилась в Италии, и именно этот жанр положил начало господству гармонического стиля. На смену хитросплетению многих "равных" между собой "голосов" приходит главенство одного. И этот главный, ведущий голос в музыке - мелодия - оказался способным выразить все чувства, все переживания и мысли человека. Чтобы мелодия звучала со всей красотой и силой, ей нужен был "фундамент", на котором она могла цвести и развиваться. Им стал составленный из разнообразных инструментов оркестр. Сначала оркестр только поддерживал певцов, но очень скоро из его состава выделились те инструменты, звук которых подобен человеческому голосу. Это струнные смычковые - виола, скрипка, виолончель.
       В XVII в., как и прежде, в соборах и церквах звучал орган. Но теперь его мощное звучание не только поддерживает хор - орган становится инструментом солирующим, концертным.Тысячи людей приходят в церковь после окончания службы, чтобы послушать выступления знаменитых органистов. В камерных собраниях, которые устраивались и при дворах, и в городских домах, в XVII в. все чаще раздается звучание клавесина.

Страницы: 1 2