Музыкальная литература

Введение

Клаудио Монтеверди Аллесандро Скарлатти Людвиг ван Бетховен Гектор Берлиоз Петр Ильич Чайковский Джованни Пьерлуджи да Палестрина Иоганн-Себастьян Бах Вольфганг-Амадей Моцарт Франц Шуберт



       В XVII в., как и прежде, в соборах и церквах звучал орган. Но теперь его мощное звучание не только поддерживает хор - орган становится инструментом солирующим, концертным.Тысячи людей приходят в церковь после окончания службы, чтобы послушать выступления знаменитых органистов. В камерных собраниях, которые устраивались и при дворах, и в городских домах, в XVII в. все чаще раздается звучание клавесина.
       В XVIII в.одним из центров музыкального мира стала Вена - столица австрийского государства. Венская школа создала первые классические образцы таких жанров, как симфония, квартет, соната. Теперь среди равноправных мелодий - как это было в полифониической музыке - выделилась одна, ведущая, другиеже, собранные в аккорды ей только аккомпонировали.
       Наступает XIX век, который в музыке начался как век романтизма. Творчество первого романтика - австрийского композитора Франца Шуберта - еще трогательно наивно и непосредственно, оно отражает психологию обычного человека. Традиции Шуберта продолжили и развили Роберт Шуман, Фридерик Шопен, Феликс Мендельсон-Бартольди, Гуго Вольф. Композиторы-романтики пытались передать своей музыкой красоту природы, поэзию чувств человека, образы народной фантазии. Для этого они разрабатывали и осваивали новые музыкальные жанры - песни и фортепианные миниатюры.
       Гордостью Италии стали выдающиеся оперные композиторы XIX в. Гаэтано Доницетти, Винченцо Беллини, Джезеппе Верди. От итальянского слова "verismo" от "vera" - "правдивый" - произошло название реалистического направления в западноевропейском искусстве - веризм. На смену классическим героям, царям и полководцам пришли сельские жители, бедные горожане, представители богемы, а сюжетами стали не трагедии из жизни коронованных особ, а житейские драммы. Первые образцы веристской оперы - "Сельская честь" Пьетро Масканьи и "Паяцы" Руджеро Леонкавалло.
       Во Франции конец XIX в. отмечен расцветом другого художественного направления - импрессионизма( "Впечатление"). С ним связаны имена Клода Дебюсси и Мориса Равеля. Зародившийся в изобразительном искусстве в конце 1860-х годов, импрессионизм в музыке проявился значительно позже - лишь на рубеже XIX-XX вв.Главное для композитора-импрессиониста - передача тонких психологических оттенков, настроений человека, эмоции, давлеюющие над логикой, символизм.
       Развитие национальной музыки России шло несколько иным путем и иными темпами, чем в Европе.
       Знаменитый поэт Гаврила Державин назвал XVIII в. в России "веком песен". В рукописных музыкальных альбомах того времени сохранились песни для трех голосов - канты: хвалебные, застольные, лирические, пасторальные, серенады. Постепенно происходило превращение канты в романс, исполняемый одним голосом. Помимо романсов также появляется и большое количество обработок и народных песен, которые становятся одной из основ развития русской музыки. До сих пор поют романсы А. А. Алябьева, песни А. Е. Варламова, А. Н. Верстовского, А. Л. Гурилева.
       Особенно многим народной песне обязана русская опера, которая с XVIII в. становится популярным жанром в России. Опираясь на народное творчество, русские исполнители и композиторы XVIII в. подготовили расцвет и всемирное признание русской музыки в XIX в.
       К середине 50-х годов XIX в. Россия переживала мощный подъем культурной жизни. К этому времени уже были созданы обе опреы М. И. Глинки, все его симфонические произведения. Тогда же началась творческая деятельность молодых композиторов балакиревского кружка, которых впоследствии( с легкой руки критика Стасова) стали называть "Могучей кучкой". В 1859 г. А. Г. Рубинштейн возглавил Русское музыкальное общество. В Петербурге, а затем и в Москве открылись консерватории и уже в первые годы их существования происходил необычайно быстрый расцвет всех сторон музыкальной жизни России.
       На рубеже XIX-XX вв. в России начали свою творческую карьеру С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин - композиторы, во многом определившие развитие мирового музыкального искусства в XX в.

Страницы: 1 2