Вернуться на главную

Гендель Георг Фридрих

Полная биография

(1685-1759)

Из жизни композитора:

       Один ловкий и пронырливый коммерсант как-то заключил с Генделем договор об издании парти-
туры его оперы "Ринальдо". Будучи изданной, опера была раскуплена в течение нескольких дней, принеся удачливому издателю ог-
ромные барыши. Договор же, который он подписал с композитором, был состав-
лен столь хитроумно, что сам Гендель получил лишь ничтожные гроши..
       Получая свой мизерный гонорар, Гендель сказал коммерсанту:
       - Очень ловко это у вас получилось, дорогой госпо-
дин, но чтобы все было по справедливости, давайте договоримся, что в следую-
щий раз оперу напишете вы, а издам ее я...

***

       После вечерней прогул-
ки с друзьями Гендель, прощаясь, сказал:
       - До свидания, господа! Я очень спешу - отправля-
юсь ужинать.
       -В приятном обществе, надеемся? - поинтересова-
лись приятели.
        -Еще в каком! Я и индюк!
       - Вы что же, маэстро, справитесь с целым индю-
ком в одиночку?
       - Почему же в одиночку? С картошкой, овощами и десертом, наконец!       =>

       Вскоре Генделю стало ясно, что в Гамбурге ему больше делать нечего. Он вырос, и Гамбург стал ему тесен. Накопив немного денег уроками и сочинением, Гендель неожиданно для всех уехал.
       Гамбургу Гендель обязан рождением своего стиля. Здесь закончилась пора ученичества, здесь же молодой композитор пробовал свои силы в опере и оратории - ведущих жанрах его зрелого творчества. Гендель поехал в Италию. С конца 1706 года до апреля 1707 года он жил во Флоренции, а затем отправился в Рим. Осенью 1708 года Гендель впервые добивается публичного успеха как композитор. При посредстве герцога Фердинанда Тосканского он ставит свою первую итальянскую оперу "Родриго". Он также выступает на публичных состязаниях с лучшими из лучших в Риме, Доменико Скарлатти признает его победу. Его игру на клавесине называют "дьявольской" - весьма лестным эпитетом для Рима. Он пишет для кардинала Оттобони две оратории, тотчас исполненных.
       После успеха в Риме Гендель спешит на юг, в солнечный Неаполь. Постоянный соперник Венеции в искусствах, Неаполь обладал своей школой и традициями. Гендель пробыл в Неаполе около года. За это время он написал очаровательную серенаду "Ацис, Галатея и Полифем", ещё несколько вещей в таком же духе, но меньших по размеру.
       Главным сочинением Генделя в Неаполе была опера "Агриппина", написанная летом 1709 года и поставленная в том же году в Венеции, куда вновь возвратился композитор. Премьера состоялась 26 декабря. Итальянцы, с присущей им горячностью и воодушевлением, воздали должное молодому немецкому композитору. "Они были как громом поражены грандиозностью и величием его стиля; никогда не знали они до того всей власти гармонии", - писал один из присутствовавших на премьере. Италия оказала Генделю радушный приём. Однако композитор вряд ли мог рассчитывать на прочное положение в "империи Музыки". Итальянцы не сомневались в таланте Генделя. Однако, как впоследствии Моцарт, Гендель был для итальянцев тяжеловесным, слишком "немцем" от искусства. Гендель уехал в Ганновер и поступил на службу к ганноверскому курфюрсту придворным капельмейстером. Но и там он пробыл недолго. Грубые нравы маленького немецкого двора, его нелепое тщеславие и покорное подражание большим столицам после Италии могли вызвать у Генделя только отвращение.
       К концу 1710 года, получив у курфюрста официальный отпуск, Гендель отправился в Лондон. Он сразу же вошел в театральный мир британской столицы, получил заказ от Аарона Хилла, арендатора театра Тайдмаркет, и вскоре написал оперу "Ринальдо".
       Решительно повлиял на судьбу Генделя дебют в очень популярном в Англии жанре церемониально-торжественной музыки.
       В январе 1713 года Гендель пишет монументальный "Те деум" и "Оду ко дню рождения королевы". Ода была исполнена 6 февраля. Королева Анна осталась довольна музыкой и собственноручно подписала разрешение исполнить "Те деум". 7 июля по случаю подписания Утрехтского мира в присутствии королевы и парламента торжественно-величественные звуки генделевского "Те деума" огласили своды собора Св. Павла.
       После успеха "Те деума" композитор окончательно решил делать карьеру в Англии. До 1720 года Гендель находился на службе у старого герцога Чандоса, бывшего при Анне суперинтендантом королевской армии. Герцог жил в замке Кеннон, близ Лондона, где у него была превосходная капелла. Гендель сочинял для неё музыку.
       Эти годы оказались очень важными - он освоил английский стиль. Гендель написал антемы и две маски - скромное количество при его баснословной продуктивности. Но эти вещи (наряду с "Те деумом") оказались решающими.

Страницы: 1 2 3 4