Музыкальный словарь

От А до Я

A


        Агогика- небольшое отклонение ( замедление, ускорение) от темпа, указанного в нотах. Допускаются в процессе исполнения музыкальных произведений в целях усиления художественной выразительности.
        Аккомпанемент - инструментальное или вокальное сопровождение одного или более солирующих голосов.
        Аккорд - созвучие, состоящее не менее,чем из трех звуков, если при этом соблюдаются правила гармонии, аккорд называется консонансом или гармоническим. При не выполнении этих условий аккорд называется диссонансом.
        Акустика- термин, обозначающий изучение восприятия звуков. Законы акустики учитываются при строительстве помещений, предназначенных для прослушивания человеческого голоса или музыки.
        Алеаторика - техника музыкальной композиции, предполагающая отсутствие фиксированного музыкального текста. Способ построения композиции при этом определяется методом случайности, что приводит к абстрактным сочетаниям звуковых структур, не связанных каким-либо содержательным замыслом.
        Аллеманда - немецкий крестьянский танец, исполнявшийся в умеренном темпе, серьезно и степенно. В XVIII веке, в танцевальных сюитах Баха и Генделя, Аллеманда, как правило, составляла первую часть цикла, написанную в двухчастной форме.
        Акцент - силовое выделение отдельного звука.
        Альт - низкий женский голос( в хоре).
        Альтовый ключ - Один из видов ключей до. Помещается на третьей линии нотоносца и обозначает, что на этой линии находится нота до первой октавы. В альтовом ключе пишутся ноты для смычкового альта.
        Ансамбль - совместная игра или пение ( например, дуэт, трио, квартет и т.д.). Оркестр также является одним из видов ансамбля.
        Антем - английское хоровое произведение религиозного или нравственного содержания. Испонлялось на английском языке преимущественно в церкви. Является эквивалентом католическому антифону.
        Антифон - латинский термин, происходит от греч. слова, буквально означающего "голос, звучащий в ответ". В I в. до н.э. слово "антифон" использовалось на Востоке для обозначения поочередного пения двух хоров, при этом, в одном хоре пели женщины, а в другом - мужчины. В IV веке слово "антифон" вошло в употребление на Западе и стало означать мелодию, сопровождающую пение псалмов.
        Аппликатура - наиболее удобный выбор пальцев при игре на музыкальных инструментах. Обозначается цифрой над или под нотой.
        Ариозо - небольшая ария свободного построения с мелодией напевно-декламационного характера, часто располагается между речитативом и арией: от первого в ариозо сохраняется свобода формы, не связанной с равномерностью строф, от второй - напевной характер.
        Ария - музыкальное произведение для голоса с сопровождением оркестра,являющееся частью оперы, оратории или кантаты. Термин впервые появляется в конце XIV в. для обозначения стиля пения. С течением времени форма арии в опере и оратории претерпивала различные изменения. Так, в XVIII в. преобладала ария da capo в трех частях, последняя из которых являлась полным повторением первой с включением в нее мелодических украшений.
        Арпеджио - исполнение звуков аккорда не одновременно, а последовательно одного за другим.
        Атональность - отсутствие ладовых свойств музыки; техника музыкальной композиции, основанной на отказе от тональности, лада и функциональных связей звуков и созвучий. Атональность предполагает отказ от каденций, мажора и минора, системы родства тональностей и пользованием хроматизма диссонансов. Отдельные признаки атональности встречаются в произведениях Рихарда Вагнера, Ференца Листа и Пакса Регера. Своего максимального выражения атональная техника достигла в произведениях композиторов-экспрессионистов Австрии и Германии, и прежде всего Арнольда Шенберга.

На главную

    Предыдущая буква    Следующая буква